Главная
Как повысить корпоративную солидареность: о методах оплаты труда
Лучший способ повышения солидарности - найти общего врага.

Рассказывая о том, как работают некоторые менеджеры полиграфических предприятий и каков сервис по-русски, я отнюдь не собирался морализировать: вот, дескать, какие они нехорошие, эти менеджеры. Отнюдь. Они не хорошие и не плохие. Они, как теперь принято выражаться, «адекватные». Их поведение соответствует тому, как мы живем. А главный закон нашей жизни, к сожалению – это тот самый закон джунглей, который провозглашали Шерхан и Табаки: «Каждый – сам за себя».
С одной стороны, работник видит, что компания стремится всячески на нем сэкономить: сократить отпуск, урезать больничный, оставить сотрудниц без «декретного» отпуска. Да и работает он зачастую даже без трудовой книжки. Сотрудник знает, что если завтра с ним что-то случится – он не нужен никому: ни компании, ни государству. С другой стороны, с подъемом экономики появилась возможность легко поменять место работы. Более того: фирмы переманивают кадры друг у друга. Вот он и соображает: пока я работаю на этом месте, надо брать от фирмы все. И если для этого надо пожертвовать ее интересами – тем хуже для нее. «Молодежь, приходящая, например, на позиции менеджеров, финансово нечистоплотна – говорю это, основываясь на фактах. Молодежь вообще интересует не стабильный заработок, а возможность сразу урвать побольше» (И.Кузьменко. владелец типографии «Офсет», Кемерово, «Как решается кадровый вопрос?», PrintWeek №2/2006). А с чего бы им быть чистоплотными? Какой пример они видят в лице собственной фирмы? И упираться на работе – зачем? Медаль все равно не дадут.
«Когда на предприятии работает больше ста человек, единолично верховодить практически невозможно. Здесь управляет команда, и все зависит от того, представляет она собой коллектив единомышленников, или нет…
- Какие факторы удерживают кадры?
- Прежде всего – все-таки зарплата. Хороший специалист уходит «на деньги». Но это еще не все. Человек будет хорошо работать, когда поймет, что за ним стоит компания, которая заинтересована в нем и, когда необходимо, поможет ему решить его проблемы. Это уже вопрос «социалки». Если мы заинтересованы в этом специалисте, мы делаем все возможное: решаем вопросы с жильем, помогаем ему с кредитом, в общем, пытаемся делать все, что в наших силах. Думаем, придет тот благословенный час, когда мы построим и свой жилой дом. Людей сегодня если чем и можно «привязать», так это жильем. Денег всегда могут дать больше, а вот квартиру…
(С.Тарубаров, «Полиграфбизнес» № 8/2004, «Здесь управляет команда»).
Вот это очень важный момент. Много ли у нас предприятий, где человек понимает, «что за ним стоит компания»?
В общем, по части корпоративной этики нам далеко как до Америки (где, даже в случае конфликта с руководством, профсоюз поддержит или уж государство не даст умереть с голоду), так и до Японии (где человек всю жизнь работает на одну корпорацию и подъем по служебной лестнице соблазняет его даже больше, чем высокая зарплата).
Все вышесказанное относится не только к менеджерам, но и ко всем остальным сотрудникам.
Конечно, можно сослаться на то, что «с волками жить – по волчьи выть» и не только отдельные компании, но и Россия как целое всюду проигрывает именно по причине отсутствия солидарности. Но все же хотелось бы думать, что постепенно что-то изменится к лучшему…

Hosted by uCoz