Главная
Вот было дело раньше...
Немного философии
Создание картинок на мониторе - вполне достойное занятие!
А вот это стоит почитать тем, кто все же решил заниматься полиграфическим дизайном
Да и вообще: полиграфия - это не перспективно! Ищите другую нишу
Главная цель - результат!
Не в обиду будь сказано...

Посещая «Полиграфинтер», каждый раз с грустью вижу, что все меньше места и внимания уделяется оборудованию для производства книг и все больше – оборудованию для производства упаковки. Потребляем больше, читаем меньше. Как сказал Задорнов, «агрессия туловищ».
Но это имеет и свою положительную сторону – по крайней мере, для полиграфистов. Производство упаковки становится высоким искусством. Только в производстве упаковки имеет перспективы многоцветная печать, которая в других отраслях полиграфии почти не имеет шансов на возрождение.
К тому же производство упаковки заставляет некоторых людей, именующих себя дизайнерами, задуматься над тем, что же они делают. В этой области «дизайнер должен ясно представлять, что и с какой целью он делает, а не удовлетворять свои творческие амбиции за счет заказчика» (Publish 5/2002, с.4). Теперь - не в обиду будь сказано - некоторые дизайнеры наконец-то вспомнят (если знали, конечно), что дизайн [от англ. design – проектировать, конструировать] – это не рисование картинок при помощи компьютера, а «художественное конструирование ПРЕДМЕТОВ, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды». Следовательно, ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ дизайн – это проектирование полиграфического ИЗДЕЛИЯ и предполагает знание соответствующей технологии. Когда дизайн зарождался, дизайнер, проектировавший, например, посуду, зачастую делал образцы своими руками. Да и сейчас дизайнер штор должен представлять себе свойства тканей, а ландшафтный дизайнер – знать особенности различных видов растений. Другими словами, дизайн – это «преодоление материала». А какой материал могут преодолевать некоторые из нынешних дизайнеров-«полиграфистов», которые печатной машины в глаза не видали?
«Интереснее всего делать дизайн, опираясь на знание имеющихся технологий. Тогда и получаются лучшие работы и хороший экономический эффект» (А.Веселовский, 24_printservice, руководитель проекта, «Гартdigital № 6-1/2006).
«Подчас приходишь в хорошую дизайн-студию и видишь странную вещь: люди, которые работают за компьютером, вообще на бумаге изображения не видят. Они все делают там, а потом где-то кто-то это все на бумагу кладет, и получается достаточно случайный результат. Не потому, что это плохие дизайнеры… но бумага для них – это какой-то последний этап, с которым они, я знаю, почти не работают. А материал нужно чувствовать!» (Евгений Добровинский, «Гарт» № 4/2003, с.4). Да, рисовать шариковой авторучкой по стеклу или сажать кипарисы под Архангельском никто не станет, а вот браться за полиграфический дизайн, не представляя процесса печати – это сколько угодно.
Происходит это оттого, что, как писал Маргулис, раньше специалисты (и высококлассные специалисты) были сконцентрированы в типографиях, а теперь типография – сама по себе, вывод пленок – сам по себе, дизайн-студия – сама по себе… И внедрение систем CtP имеет уже тот огромный плюс, что вывод форм возвращается в лоно типографий.
Немного повторюсь (я уже цитировал это на другой странице сайта, но уж больно хорошо сказано). Как хорошо написано в статье А.Тихонова (Компью-Принт 3/2002) «Две дороги к одной цели», «классическая (т.е. старая) технология предоставляет полную свободу оператору сканирования, и если он действительно Мастер, то результат оцифровки будет сравним с произведением искусства. Однако такая технология требует немалых затрат на приобретение высококлассного сканирующего оборудования, устройств измерения и контроля цвета, а также на обучение высокопрофессионального специалиста, ОДИНАКОВО ХОРОШО ВЛАДЕЮЩЕГО КОМПЬЮТЕРНЫМИ И ПОЛИГРАФИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ (выделено мной: нечего кичиться тем, что не знаешь производства, тут плакать надо. А то ведь некоторые «дизайнеры» вполне серьезно считают, что это печатный процесс должен подстраиваться под них). Другой подход - профильная идеология, ориентированная на спецификацию ICC. На сегодняшний день такая технология обеспечивает только стабильность и повторяемость результата, который может быть сравним лишь со средним, в лучшем случае, с хорошим качеством сканирования. Отсутствие в профильной технологии звеньев, анализирующих сюжет по критериям восприятия, неспособность к «обучению» не позволяет добиться лучшего качества при оцифровке. ЭТИ ФУНКЦИИ ПРИСУЩИ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ». Опять же выделено мной: головой работать надо, дизайнеры!
Об этом же, если не верите мне, можете почитать у Маргулиса: это действительно профессиональный полиграфист, а не так, прогуляться вышел. Конечно, в чем-то с ним можно не соглашаться, но, в общем и целом это именно профессиональный подход. Почитав его книгу по Photoshop, некоторые, наконец-то, узнают, зачем в этой программе указывается плотность растра каждого цвета в любой указанной точке. Кстати, Маргулис, благодаря этой функции, обучил цветокоррекции одного дальтоника(!). Смеха ради, наверное, чтобы поиздеваться над слишком гордыми «специалистами».

- Чем отличается художественное видение графика-дизайнера от мышления художника вообще?
- …Мы нацеливаем наших выпускников на работу в ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРИКЛАДНОЙ ОТРАСЛИ, готовим их как бы не свободными художниками, а художниками социальными, которые… участвуют в производстве – будь то книги, журналы, газеты, фирменный стиль, упаковка, реклама» («Новая полиграфия», №17-18/98, с. 88 – интервью с зав. кафедрой рисунка, живописи и композиции факультета художественно-технического оформления печатной продукции МГУП Ю.И.Чувашевым).
К сожалению, даже преподаватели не всегда придерживаются такой токи зрения: «Компания «Берег» предлагает сотрудничество кафедре графики Северо-западного Института печати, чтобы будущие дизайнеры познакомились со спецификой и огромным ассортиментом бумаги, - обладая специальными свойствами, она по-разному ведет себя при печати. Образцы бумаг, конечно, будут предоставляться бесплатно. Однако найти общий язык с преподавателями кафедры пока не удалось. Они мотивировали свой отказ тем, что «их студенты должны творить, а не решать производственные вопросы». А ведь неквалифицированный дизайнер рискует остаться если не без куска хлеба, то, во всяком случае, без масла…» («Принт-менеджер», №5/2005, с.20).
Что, скучно стало? И правильно. Полиграфический дизайн – тяжелое занятие, требующее усидчивости и аккуратности. «Качественная допечатная подготовка требует, в первую очередь, не художества и творчества, а четкого соблюдения норм и допусков стандарта» (А.Пыльский, М.Сартаков, «Баланс по серому в триадной офсетной печати», Publish 3/2005).Займитесь чем-нибудь веселеньким, а полиграфию оставьте в покое…
Только не думайте, что я просто ретроград, не признающий ничего нового – отнюдь! Наоборот, я очень ценю компьютерную графику и считаю, что как инструмент она стоит выше прежних способов рисования. А монитор – гораздо лучше полотна. И давно пора уже в галереях развешивать мониторы с компьютерными картинами. И если вы можете такие картины создавать - флаг вам в руки! Это очень хорошее занятие. Только к полиграфии оно не имеет никакого отношения.



Hosted by uCoz