Главная страница
Как мы выбирали CtP
Офсетная печатная машина, на которой нет проблемы "раската"
Цифровая цветопроба

Применение систем CtP неизбежно ставит вопрос о цифровой цветопробе. Согласитесь, нелепо выводить пленки только для того, чтобы сделать с них пробу: и дорого, и долго. Да и сами системы «пленочной» цветопробы уже снимаются с производства.
Существует два типа систем цифровой цветопробы: принтеры (струйные и термотрансферные) и специальные системы растровой цветопробы.
О принтерах. Они дешевле, применение их проще. Но, к сожалению, полной идентичности изображения они не дают. Даже если с помощью цветового профиля Вам удастся добиться минимального дельта Е – это еще не значит, что картинка будет похожа. Восприятие изображения, как это не устает повторять С.И.Стефанов – процесс сложный и зависящий не только от объекта (оттиска), но и от субъекта (наблюдателя). И если структура изображения отличается, то человек это замечает. Отсутствие растра особенно заметно на тех местах сюжета, где изображена некая ровная поверхность. И это отличие бросается в глаза как печатнику, так и опытному клиенту, который – такова жизнь! – не забудет указать печатнику на несовершенство его техники и попросит либо «нормальную» цветопробу, либо скидку. В результате исполнитель, который приобрел систему CtP, задается вопросом: за что боролись, если все равно надо пленки выводить?
Существуют, правда, решения, имитирующие растровую структуру на струйном принтере. Но имитация эта действует только для низких линиатур. К тому же при такой имитации «уходит» цвет, да так сильно, что лучше бы ее и не было: «Для точной имитации полиграфических растров 1200 dpi действительно не хватает. И даже достигнутые ныне «струйные» 2400 dpi не идентичны «фотонаборным» - сказываются различия в технологиях формирования минимальных точек. Поэтому для цветопробных систем высшего класса, призванных имитировать офсетный растр, применяются другие технологии. И дело здесь не только в размере точек – всплывает проблема управления цветом: вы либо контролируете цвет, либо добиваетесь нужного размера точек. К тому же нужно помнить о различиях в спектральных характеристиках пигментов офсетных красок и струйных чернил» (Джон Мейер, директор лаборатории технологий печати в HP Labs. Publish, №2/2005, с.112). Если уж такой специалист признает свое бессилие… Впрочем, продавцам всяческих «решений» законы природы не писаны.
Принтерная цветопроба гораздо ближе к оттиску, если он сделан с высокой линиатурой или с применением стохастического растрирования. «Струйные устройства для вывода бесточечных цветопроб идеально подходят для использования с FM. Переход на FM расширяет базу для применения струйных цветопроб – две технологии просто созданы друг для друга» (Рей Кассино, руководитель по продуктам для допечатной подготовки компании Heidelberg USA, Publish, №4/2005, «Мечтая о суперточке»).
При обычном же растре единственный способ получить «настоящую» цветопробу для CtP – использование специальных систем для получения растровой цветопробы: Approval (KPG), Luxel Final Proof (Fuji), Prediction (Latran Tecnologies LLC). У Creo существует как отдельная система цветопробы Profsetter Spectrum, так и совмещенная с CtP: Lotem Spectrum или Trendsetter Spectrum. В этих системах используется технология прямого или косвенного термического переноса красителя с помощью ИК-лазера со специальной пленки-донора. Преимущества этих систем: точное воспроизведение растра; возможность использования красителей, имитирующих цвета Pantone, в т.ч. металлизированные краски; возможность изготовления цветопробы на тиражной бумаге. Последнее особенно ценно, т.к. материал очень сильно влияет на вид пробы. Кроме того, использование тиражной бумаги позволяет удешевить цветопробу: она становится дешевле, чем аналоговая.
Но есть у этой техники и недостаток: цена «железа». Впрочем, Trendsetter Spectrum, будучи опцией устройства CtP Trendsetter, стоит около 50000 евро: цена, вполне сравнимая с ценой хорошей установки для аналоговой цветопробы. Если крупная типография имеет два устройства для вывода форм, то одно из них вполне можно оснастить этой опцией.
«Специалисты Vermillion предлагают своим клиентам использовать цветопробы Latran Prediction для изготовления контрактной цветопробы, а оттиски Sherpa – для проверки спуска полос» («Компьюпринт», №6/2004, с.14). Из этой цитаты видно, какое место в производственном процессе занимает струйная цветопроба. Иногда думают, что дорогие растровые пробы не обладают способностью подстраиваться под печатный процесс, но это не так: «Цветопробные устройства Kodak Approval тщательно откалиброваны для вывода одинаковых цветов день за днем, а их цветовые кривые настроены на максимально точную точную имитацию ролевых процессов» (Боб Уэйбэл, «Относительность цветопробы», Publish № 8/2000).
Разумеется, следует помнить, что никакие системы цветопробы не имитирует эффектов и проблем, возникающих при офсетной печати из-за «раската». Эта проблема создает значительные препятствия на пути «управления цветом» вообще и исчезает только на машинах с печатными аппаратами Gravuflow или Anicolor (см. ссылку) и у цифровых печатных машин. Машины с обычным красочным аппаратом не позволяют полностью контролировать результат печати и, соответственно, для них невозможно получить идеальную цветопробу.«На наш взгляд, любая цветопроба требует определенной интерпретации со стороны пользователя» (Брюс Фрэзер, Крис Мэрфи, Фред Бантинг, «Управление цветом. Искусство допечатной подготовки». DiaSoft, Москва, Санкт-Петербург, Киев, 2003, Часть 1, гл.3, с.83). Вот насчет интерпретации – золотые слова. Одни клиенты просто не представляют, что струйный принтер не в состоянии точно имитировать офсетную печать. Другие – наоборот, прекрасно все понимают и пользуются этой проблемой для того, чтобы сбить цену на печать. В таких случаях типография должна проявить твердость: «Если клиент, размещающий заказ для вывода с CtP, представит пробы, которые не удовлетворяют нашим требованиям к контрактному качеству, мы будем вынуждены попросить его заранее подписать отказ от претензий» (Боб Уэйбэл, «Относительность цветопробы», Publish № 8/2000).

На практике, в большинстве случаев, типографии приходят к некоторым промежуточным системам: «Единственное, что нам показалось странным [в типографии Locus Standi после внедрения системы CtP] – это решение вопроса цветопробы. В типографии есть струйный плоттер, который вполне можно приспособить для ее изготовления. Однако на нем печатают только спусковую пробу для общей оценки и чтения корректором. Цветопробы (если их кто-то хочет видеть) делают по старинке – выводят пленки и «гонят» контактную пробу. САМЫМ ЖЕ НАДЕЖНЫМ СПОСОБОМ СЧИТАЮТ ВЫЗОВ ЗАКАЗЧИКА НА ПРИЛАДКУ И ПОЛУЧЕНИЕ С НЕГО ПОДПИСИ НА ПЕРВЫХ ТИРАЖНЫХ ЛИСТАХ» («Курсив», №4/2003, «Теория, конечно, хорошо, но практика – еще лучше»). А ничего странного тут нет, и насчет теории и практики – очень точно замечено. В Locus Standi поступают так, как их научила практика.
Что ж, будем ждать светлых времен, когда электронные СМИ, новые печатные машины и «цифровая» печать сделают вопрос цветопробы неактуальным в принципе.

Hosted by uCoz