Главная
О выборе CtP
О печати стохастикой и ее преимуществах
О выборе второй системы CtP
НУ ВОТ И ПОЯВИЛАСЬ СИТЕМА, О КОТОРОЙ Я ТАК ДОЛГО ГОВОРИЛ!
Я знаю, что надо придумать....

До сих пор речь шла о преимуществах стохастики. Есть у нее и свои проблемы. Например, если вы печатаете стохастикой с размером точки 20 мкм (потому что 10 мкм приемлемо далеко не для каждой печатной машины), то растровая ячейка 16х16 будет иметь размер 0,32х0,32 мм, что уже заметно невооруженным глазом и приведет к зернистости и, возможно, другим артефактам (так что напрасно Петер Бернер, опубликовавший нашумевшую, в свое время, статью «Конец мифа о четырехугольных точках», утверждает, что нет разницы между 10- и 20-микронной точкой). Это, кстати, хорошо видно на образцах печати в им же опубликованной брошюре “Stochastic Screening – a Blessing or Nightmare?”.
И все же печать 10-микронной точкой – далеко не для каждой типографии. А если уменьшить количество пятен в ячейке – прощайте, плавные градиенты! Возможно, для стохастики эта проблема решается в PostScript 3 как и для традиционного растрирования – путем подбора ячеек с близкой плотностью, но при их большом размере это, опять-таки, чревато артефактами.
Разумеется, разработчики новых типов растров стремятся избавиться от этих проблем. В современных программах стохастического растрирования пятна могут ложиться уже не чисто случайно. Например, в Staccato (Creo), Satin Screening (Heidelberg) в светах – отдельные точки, а в полутонах – некий конгломерат пятен. Также и при стохастическом растрировании Specta (Screen) тонопередача в светах (до 10%) и тенях (более 90%) передается изменением количества точек, которые расположены хотя и случайно, но не бессистемно: точки не перекрываются и не имеют больших разрывов, что уменьшает зернистость, характерную для стохастики первого поколения. От 10 до 90% тонопередача реализуется, при случайном расположении точек, не изменением их числа, а изменением размера, как в традиционном растре.
Несмотря на все эти ухищрения, проблемы еще остаются. Дело в том, что у стохастики тоже есть растровая ячейка, только заполняется она иначе. Если пятно лазера равно 10 мкм и в наличии 256 степеней серого, то ее размер – 0,16х0,16 мм. А если пятно 20 мкм - сторона ячейки 0,32 мм. Много, очень много! И как тут не играй с PostScript 3 для создания ровных градиентов, все равно существует опасность, что на каком-нибудь сюжете будет заметна зернистость. Если же уменьшить количество степеней серого, могут быть артефакты в зависимости от сюжета – даже несмотря на возможности PostScript 3. А эти возможности как раз и используются в системах CtP, которые в последнее время поголовно переходят на разрешение не выше 2400-2540 dpi и, соответственно, «честная» линиатура при этом не может быть выше 150 lpi! Помните об этом, выслушивая обещания обеспечить линиатуру 225 или 425 lpi (да что там: до 1000 lpi!).
Существуют и методы растрирования, когда стохастика сочетается с регулярным растром. Например, при смешанном растрировании Sublima (Agfa) в высоких светах и глубоких тенях изменение плотности растра достигается изменением количества точек, а в средних тонах используется регулярный растр. Объясняется такое «распределение ролей» просто: в средних тонах появившийся еще в 1993 г стохастический растр CristalRaster отличался, как и вся стохастика первого поколения, некоторой зернистостью. Поэтому в средних тонах Sudlima он заменяется регулярным растром ABS (Agfa Balance Screening). Опасность артефактов при этом снижается, но и достоинства стохастики в средних тонах (в частности, меньший расход краски и быстрое ее высыхание, отсутствие проблем с муаром) также теряются. Кроме того, в высоких светах и глубоких тенях теряются мелкие детали. Хотя, конечно, это может быть заметно только при высоком качестве печати. Но зачем же рассчитывать на низкое качество? Для этого и обычных растров достаточно.

Высокое растискивание при стохастическом растрировании несколько уменьшает градационный охват. И, опять же, бороться с этим можно, повысив разрешение. Но… не хотят!

Итак, для преодоления проблем следует уменьшить размер растровой ячейки, не уменьшая количество ступеней серого. Для этого имело бы смысл использовать асимметричное разрешение, которое существовало у некоторых ФНА, но в CtP как раз и не используется.
Правда, у асимметричного разрешения есть недостаток: при увеличении степени «асимметричности» теряется тоновый диапазон (т.е., опять же, света «вылетают»). Значит… надо еще больше ее увеличить! Например, использовать 1:4 при стороне ячейки 9 или 10 пятен (при размере пятна 10 мкм это будет 90 или 100 мкм). Но использовать не все возможные в этом случае 324 или 400 степеней серого, а меньше, начиная сразу с нескольких пятен, стоящих рядом без наложения (например, четыре пятна со стороной 10 мкм дают точку 20х20 мкм). Примерно так происходит в светах при применении Specta. Правда, количество степеней серого все равно останется больше 256, но это же хорошо (увеличивается градационный охват), а для систем типа Creo или Heidelberg, имеющих собственные внутренние форматы, препятствием и вовсе не является, зато дает новые возможности для печати плавных градиентов.
Термальные пластины вполне способны обеспечить необходимую точность вывода: ведь образуется же у Creo одно пятно из четырех прямоугольников, почему бы не образовать его из 5, 6 или 7?
Так что зря Creo отказалась от асимметричного разрешения в своих системах CtP! И не совсем понятно, почему, ведь пресловутое квадратное пятно формируется, фактически, их четырех прямоугольников 2,5х10 мкм, т.е. как раз возможно разрешение 1:2 и 1:4. Тем более, что в ФНА Dolev этой фирмы асимметричное разрешение применяется. Правда, в точке не должно быть меньше 4 пятен 2,5х10 мкм, т.к. при этом уменьшается «жесткость», из-за которой, собственно, «квадратное пятно» и было разработано. Но меньше и не надо: такой точки ни одна машина не напечатает.

В уже упомянутой брошюре Петера Бернера (“Stochastic Screening – a Blessing or Nightmare?”) приводится предположение, что в будущем возможно использование сочетания стохастического и регулярного растра на одном листе. Действительно, разные методы растрирования имеют преимущества при разных сюжетах. Существующие РИП и системы workflow позволяют выводить формы с разным растром: FlowDrive и FastLane (EskoGraphics), Prinergy (Creo), Trueflow V3 (Screen). «АСУТП от Screen содержит опцию мультирастрирования, что позволяет оператору допечатного процесса применять разные типы растрирования на одной форме. Например, … для крупных, светлых плашек мультирастрирование позволяет назначить фону 12-разрядный АМ-растр, а изображения и иллюстрации можно выводить с помощью Specta» (Publish №4/2005, «Мечтая о суперточке», с.46).
Проблема пока что заключается в том, что, необходимо создавать корректирующую растискивание кривую для каждого участка. В растровом процессоре FlexRip (EskoGraphics) программа IntelliCurve вводит поправку растискивания для всех типов растров, используемых в работе.
Сочетание разных растров на одном листе позволит не только решить проблемы с качеством воспроизведения, но и даст печатникам возможность некоторое время использовать этот прием в качестве защитного: далеко не каждая типография может позволить себе такую роскошь, соответственно, напечатать подделку будет сложнее. В свою очередь, для типографии это – способ привлечения клиентов.

Hosted by uCoz