Главная
Вторая статья: почему рискованно инвестировать в упаковку
Третья статья: почему развивается кризис в полиграфии
Печатный вариант этой статьи
Почему у нас невыгодно печатать упаковку

Да, невыгодно. Еще бы: около половины (!!) российских журналов и двух третей (!!!) упаковки печатается за рубежом. И объясняется это не столько слабостью российской полиграфии, сколько несовершенством нашего законодательства. «Низкие ввозные пошлины (от 5 до 10 процентов) находятся в противоречии с высокими внутренними налогами, что благоприятствует импорту упаковки из других стран. Таким образом, произведенная за границей качественная упаковка предлагается изготовителям продукции по более выгодной цене» (Expressis verbis, №15/2003, с.12). «Это совершенно негосударственный подход со стороны регламентирующих ведомств, когда запечатанное издание ввозится даром, а с чистой бумаги берется высокая пошлина. У нас есть организации, которые прекрасно понимают эту проблему, не так давно прошел конгресс полиграфистов, где об этом много говорили. Были сделаны расчеты, переданы в правительство – и тишина» (В.Ю.Сенаторов (Дубль В) «Полиграфист и издатель, 11/2003, с.52). Конечно, тишина! Всякому ясно, что обороты в полиграфии больше, чем стоимость оборудования и бумаги (иначе на что бы их покупали?). «Единственный выход – отмена пошлин на бумагу и картон, не производящиеся в России, и введение максимальных пошлин на готовые изделия: рекламу, коробку, этикетку. Мы просчитали, что подобная рокировка принесет даже фискальные выгоды для государства, не говоря уже об увеличении ВНП, оборотов и численности работающих в отрасли, увеличении внутренних налоговых поступлений» (Василий Сенаторов, «Бизнес Paper» №1/2002, с.4). Говорят об этом многие, давно и безрезультатно.
К примеру, в 2004 г в Чехове была организована типография «Молопак». Занимается она производством картонной упаковки Pure Pack для молока. Печать производится УФ-красками на офсетной печатной машине. Разумеется, качество печати гораздо выше, чем при флексопечати. Но, как только типография заработала, украинская компания «Фастов-Elopak» сразу же снизила цены на свою продукцию. Правда, качество печати в Чехове гораздо выше, но… «Маленькие, зато по три. А те большие – но по пять». Это, конечно, не подкосило чеховскую типографию, но в результате цены на ее продукцию (и, соответственно, прибыли) оказались совсем не такими, на какие рассчитывали в начале.
«ДА, СЕГОДНЯ В СТРАНЕ СОЗДАЛАСЬ МОЩНАЯ СИСТЕМА ЛОББИРОВАНИЯ НЕРОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ…» О.Попцов, генеральный директор ПК «Пушкинская площадь», «Полиграфия», 6/2002, с.34.
Вспоминается недавний скандал по поводу того, что гастарбайтеры с Украины могут регистрироваться в Москве 90 дней, а российский гражданин обязан сделать это в течение несколько суток (правда, потом это положение отменили). Натуральное поражение в правах. Что, спрашивается, подвигло наших законодателей именно в этом направлении, т.е. в сторону удушения собственной полиграфии? Почему не в противоположном? Какие именно стимулы? Может быть, ими двигала забота об отечественном производителе материалов и оборудования? Но каком именно? Положим, ролевые машины делают в Рыбинске. Но далеко не всякие. А листовые? Если не ошибаюсь, листовых машин с количеством секций более двух у нас не делали никогда. И даже не пытались.
А бумага и картон? Хорошая мелованная бумага в России производится, но ее явно недостаточно. Возвращаясь к производству молочной упаковки, стоит заметить, что предложенный нам российский аналог финского ламинированного картона по качеству оказался гораздо хуже. Для производства сверхдешевой упаковки с флексопечатью он еще годится, но качественную продукцию из него не сделаешь. Вот так-то воспользовались наши производители предоставленными льготами.
Так кого защищаем? Если уж так пекутся об отечественных производителях, то почему бы не снизить им налоги, вместо того чтобы повышать таможенные ставки? Если бы ОНИ ТАМ действительно заботились о благе государства, то сделали бы как у людей: «В Германии на государственном уровне идет поддержка полиграфических предприятий. Стимулируется покупка новых машин, поэтому типографии через 3-5 лет заменяют технику на новые модели. Нас часто спрашивают, почему продается двухлетняя машина с семимиллионным «пробегом». Да потому, что есть возможность сменить модель под следующие задачи и получить вдобавок преференцию от правительства» («Полиграфбизнес» 11/2003, с.16). И полиграфистам хорошо, и производителям печатных машин. Вот как помогают своим производителям те, кто хочет это делать, а не делает вид, что хочет.
Не нравится пример Германии? Далеко от наших реалий? Вот другой: «Сейчас бразильская полиграфия, как и вся экономика этой страны, переживает экономический подъем (после кризиса 2002 г.), что во многом связано с правильной политикой в области предпринимательства. Государство там не занимается управлением экономикой, оно создает благоприятный климат для ее развития. Так, …было принято решение, снявшее барьеры для ввоза в страну современного оборудования и освоения новых технологий. …Теперь даже типографии со сравнительно небольшим оборотом имеют возможность приобретать самые современные машины, в т.ч. рулонные и «длинные» восьми- и десятикрасочные листовые с переворотом [причем речь идет не о дешевенькой технике, а о «Гейдельбергах» первого формата, в т.ч. оборудованных для УФ-печати!]. …Бразильская полиграфия сейчас полностью обеспечивает печатной продукцией внутренний рынок и, кроме этого, изготавливает заказы зарубежных издательств. А ведь не так давно бразильским издающим организациям было выгоднее печатать свои заказы за границей» («Далекая Бразилия стала ближе» «Полиграфия», № 4/2003). А у нас? У нас такой номер не пройдет! К примеру, заместитель министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций В.Григорьев в свое время заявил, что «пока в стране нет предприятий, готовых предложить адекватные услуги издателям, эти льготы (на импорт полиграфической продукции) трогать нельзя» («Полиграфбизнес» №2/2004, с.4). И это говорит человек, который должен защищать наши интересы? И не будет таких предприятий, пока эти льготы не отменят! Откуда деньги-то на оборудование возьмутся? В далекой Бразилии это давно поняли (хотя у нас и принято иронизировать по поводу того, что там только диких обезьян довольно). И уж какие там такие «адекватные услуги»? Иной раз смотришь на журнал, отпечатанный за границей, и диву даешься: как они сумели ЭТО сделать? Вроде у нас и брака такого не бывает никогда. А после еще и нарежут вкривь и вкось.
Образуется замкнутый круг: нет заказов – нет денег – нет оборудования – нет заказов… Если этот круг не разорвать, то, к сожалению, у нас никогда ничего и не будет.

Hosted by uCoz