КАК ТЯЖЕЛА ДОЛЯ ПРЕДСКАЗАТЕЛЯ СОБЫТИЙ И СОСТАВИТЕЛЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ГОРОСКОПОВ! Андрей Романов, главный редактор «Гарт», № 1/2005.
В профессиональной печати нередко встречаются попытки давать прогнозы развития отрасли на будущее. Правда, занимаются этим в основном не полиграфисты, а маркетологи, методы мышления которых несколько специфичны. Попробую и я предсказать, что ожидает нас в ближайшие годы.
СtP: удар по репроцентрам
В ближайшей перспективе системы CtP продолжат вытеснение пленки. Это пойдет полиграфии на пользу, так как производство – печать и препресс - снова объединяется под одной крышей и в меньшей степени раздираемо между «субподрядчиками». Конечно, это нанесет удар по репроцентрам. Вывод же в таких центрах форм на устройствах CtP – идея не очень-то жизнеспособная и пригодная лишь для самых крупных из них. Возможно, эта идея дает надежду на будущее работникам самих репроцентров, но для любого производственника ясно, что вывод форм на стороне – дело неблагодарное. Любая ошибка верстки, обнаруженная на приладке, или царапина (в том числе появившаяся при установке пластины на машине), брак эмульсии на пластине, а также преждевременный износ формы или ее повреждение какой-нибудь частицей уже в процессе печати (обычное дело, особенно на некачественной бумаге) могут остановить печать тиража на непредсказуемое время. Так что репроцентр, желающий выводить готовые формы, должен работать круглосуточно и находиться в таком месте, до которого легко и быстро можно добраться от нескольких типографий, не имеющих своего вывода. А много ли таких мест?
Печать: торжество ультрафиолета
Продолжится расширение сферы применения УФ-печати. Да, машины и краски для нее дороже обычных, но есть и преимущества - не только практически мгновенное закрепление, но и способность печатать по невпитывающим материалам. При печати срочных заказов такие машины превосходят даже т.н. перфекторы, которые, конечно, запечатывают за один прогон обе стороны листа, но потом его все равно надо сушить – и очень долго. Да и других проблем у них предостаточно. Кроме того, после УФ-лампы краска уже не переходит на офсетную резину последующих секций, что позволяет, например, шире использовать рулонные машины для печати упаковки: нет проблемы «двоения», наблюдающегося при печати обычными красками.
Упаковка и этикетка – это, кажется, последний оплот классической офсетной печати. СМИ могут быть электронными, но даже сами компьютеры нуждаются в упаковке. Более того: разрабатываются все новые технологии, позволяющие сделать продукт еще более привлекательным. Самые простенькие этикетки зачастую уже печатаются в 6 цветов, а то и с тиснением.
А вот печать газет, журналов и даже рекламных материалов будет потеснена новыми информационными технологиями. Уже вовсю идут разработки «электронной бумаги» и даже цветных мониторов, которые можно будет хоть на столб наклеить, хоть в карман засунуть. Эти перспективные новшества грозят серьезно подорвать базу для полиграфии. Подключил к такому листу-монитору схему с антенной и памятью – и будет он висеть и показывать рекламу. В движении! И содержание будет со временем меняться по желанию рекламодателя. И какие тогда будут шансы у «бумажной» рекламы? А представьте, какие будут настенные календари – с анимацией, и все изображения – в rgb. Ну и что может противопоставить всей этой роскоши традиционная полиграфия? Насколько конкурентоспособным будет даже такой замечательный метод, как печать стерео-варио изображений на лентикулярном пластике? Недалеко уже время, когда мультимедийные агентства станут применять всю эту технику на деле. Но расцвет ее наступит еще не скоро, лет через 15.
Цифровая печать: лидерство струйных технологий
А пока что наступает эпоха расцвета цифровых печатных машин.
«Ненастоящие ЦПМ» - машины DI- так и останутся дорогими и редкими игрушками, все преимущество которых сводится к незамысловатому маркетинговому приему – «два в одном». К тому же появились, наконец-то беспроцессные термальные пластины, что делает сочетание «CtP - офсетная машина» еще эффективнее. Надеюсь, что скоро беспроцессные офсетные формы получат широкое распространение. Такие продукты уже есть у AGFA, Fujifilm, Kodak, Lastra и Presstek. Правда, некоторые специалисты (не в полиграфии, а в маркетинге) всерьез полагали, что разработка таких пластин не является необходимостью, но производители, видимо, придерживаются иной точки зрения. Чем меньше этапов каком-либо процессе, тем меньше проблем, неточностей и ошибок. Устранение пленок из допечатного процесса было большим достижением, устранение процесса проявки тоже будет весьма полезно.
Очень интересна предлагаемая КВА красочная система Gravuflow, реализованная в Rapida 74G. Можно сказать, что это исключительное достижение для офсетной печати: наконец-то решена проблема «раската», что кардинально облегчает «управление цветом» и попадание в цветопробу. Впрочем, благодаря своей конструкции эта машина выходит на тираж через десяток листов и, следовательно, рентабельной станет самая лучшая цветопроба – машинная. На этой машине отсутствуют не только проблемы с «раскатом» и зонная регулировка краски, но и все проблемы, связанные с увлажнением, т.к. она работает по технологии сухого офсета. Внедрение этой системы и, главное, распространение ЦПМ приведет к тому, что печатники все более будут превращаться в операторов - а ведь еще недавно офсетная печать была почти искусством, невозможным без вдохновения печатника! В сочетании с кардинальным изменением печатных технологий создается впечатление, что через несколько лет проблема подготовки квалифицированных печатников и технологов для офсетной печати в России наконец-то будет решена… как всегда, слишком поздно.
Широкое внедрение цифровых машин наконец-то решит проблему с цветопробой, и решит самым кардинальным образом: проба будет делаться на самой машине! А принтерные и экранные системы останутся для удаленной цветопробы (при том, конечно, что клиент понимает разницу между оттиском и монитором).
Из всех видов цифровой печати преобладающей станет струйная. Почему? Во-первых – самое главное – это бесконтактный способ печати, что избавляет от огромного количества проблем, присущих контактным способам печати. Конечно, и струйные системы не могут печатать на чем попало, но не забывайте, что преобладающие сейчас виды бумаги тоже когда-то впервые разрабатывались и делались специально под офсетную печать. А струйники с УФ-чернилами действительно могут печатать почти на чем угодно.
Во-вторых, как известно, чем больше красок – тем привлекательнее оттиск. Некоторые принтеры по цветовому охвату уже превзошли цветное фото – какой контраст с офсетной печатью триадными красками! И при этом у струйников размер и цена при увеличении красочности не растут в арифметической пропорции, как это наблюдается в других случаях (наглядный пример – стоимость офсетных машин).
В-третьих – экологичность. Многих это пока мало заботит, а зря. Но мы, в конечном счете, будем работать на той технике, которая нравится развитым странам и, если им нравятся экологически безопасные техника и расходные материалы, то именно их они и будут выпускать. Тем более что практически наверняка можно предсказать, что «отечественный производитель» никакой серьезной полиграфической техники, способной конкурировать с зарубежной, в ближайшие годы не создаст и не выпустит.
Конечно, пока что покупателям струйных устройств приходится выбирать между качеством и скоростью, но, если есть физическая возможность напечатать качественно, то рано или поздно вырастет и качество скоростных систем, и скорость фотопринтеров. В общем, у струйной печати есть свои детские болезни, но она переболеет ими, а вот фундаментальные проблемы контактных способов печати – к которым относится как офсет, так и электрографические способы цифровой печати - никуда не денутся. Так что всевозможные варианты электрографии зачахнут или останутся в каких-либо узких нишах рынка. Правда, разрешение у них пока что выше, чем у струйных устройств, но это чисто формальный показатель: «Непрозрачность тонеров лазерных принтеров (и, естественно, тонерных цифровых печатных машин) — причина их ограниченного разрешения. Если производитель указывает разрешение печати 1200 dpi, это ещё ни о чём не говорит» (А.Миловский, «Обобщенный печатный процесс», Publish № 10/2005).
Основной проблемой тонерных систем печати является именно высокая зависимость печати от контакта машины с запечатываемым материалом. При переносе сухого тонера с фоточувствительного «формного» цилиндра на поверхность бумаги или картона решающее значение имеют электростатические свойства поверхности картона. Под воздействием электрического поля тонер переносится на поверхность запечатываемого материала и первоначально удерживается на ней только за счет электростатических сил а затем фиксируется, обычно посредством нагревания. В идеале электропроводность материала должна быть незначительной и равномерной по всей запечатываемой площади. Повышенная влажность, неравномерность распределения волокон и толщины слоя мелования могут вызвать локальные колебания электростатических свойств материала, в результате которых возможно появление эффекта «облачного просвета». Частицы сухого тонера также создают проблемы на неровной поверхности бумаги, закрепляясь, в основном, на вершинах этих неровностей, а из-за этого при печати плашек с малым процентом заполнения даже на подходящей по влажности и электрическим свойствам бумаге тон может «гулять» на несколько процентов. Для борьбы с этим явлением необходима особо гладкая бумага. Но даже просто определить, какие сорта бумаг пригодны для многокрасочной цифровой печати, можно лишь в ходе практических испытаний, а отличие между партиями бумаги может свести ценность этих испытаний к нулю.
Разумеется, производители ЦПМ пытаются бороться с этими проблемами. Например, в печатной машине NexPress 2100 перенос тонера осуществляется с помощью резинотканевого цилиндра, как в офсете. Но все равно качество печати зависит от состояния материалов. Для уменьшения зависимости от климата эта машина имеет встроенную систему контроля температуры и влажности. Бумага приводится в нужное состояние в специальном узле кондиционирования.
Интересным исключением из числа прочих ЦПМ являются печатные машины OCE CPS и HP Indigo. В OCE CPS печать не зависит от температуры и влажности в помещении, но печатный процесс в ней относится скорее к магнитографии. Силиконовый «офсетный» цилиндр в этих машинах воспринимает только один слой краски, что делает невозможным обычный синтез цветов, основанный на наложении триадных красок. Поэтому в OCE CPS применяется семицветная (CMYK+RGB) печать.
Технология печати у HP Indigo недаром называется «цифровой офсет». Она кардинально отличается от технологии тонерных систем. С формного барабана, изображение на котором экспонируется лазерным лучом, фирменная жидкая краска переходит на офсетную резину, с которой полностью переходит на бумагу. При этом образуется эластичная красочная пленка, которая имеет проблем с субстратом даже меньше, чем обычный офсет. На Indigo запечатывают не только обычную бумагу, но и металлизированную, пластик и т.п. материалы. В отличие от рассмотренной выше OCE CPS, краски на офсетной резине могут накладываться друг на друга, поэтому в HP Indigo 2000 и в ролевых моделях применяется технология One Shot, при которой все сепарации сначала накладываются на резину, а затем «в одно касание» переносятся на бумагу, что обеспечивает прекрасное совмещение. Благодаря тому, что на один лист может быть нанесено до 16 сепараций, можно достигать очень высоких плотностей краски. Отпечатанные листы могут подвергаться тем же послепечатным операциям, что и после обычной офсетной печати. Краски у HP Indigo прозрачны, как и офсетные, так что отсутствует и упомянутая выше проблема тонерных систем, из-за которой их «высокое» разрешение не дает офсетного качества.
Будущее технологии Indigo зависит от того, насколько активно HP будет развивать это направление в сторону увеличения скорости работы машин и формата печати, который сегодня не превышает А3+. Надо отметить, что резервы для увеличения скорости у этих машин есть. Дело в том, что при печати в листовых машинах печатный цилиндр делает «лишние» обороты, на каждом из которых на материал переносится один слой краски. А на рулонных машинах и листовых серии 2000 (т.е. при использовании технологии One Shot) «лишние» обороты совершает офсетный цилиндр. Увеличение и скорости, и формата листовых печатных машин HP Indigo возможно, будет связано с переходом на настоящее секционное построение, когда в каждой секции формный и офсетный цилиндры будут наносить на бумагу только одну краску. Для ролевых же машин, вероятно, подойдет компоновка, применяемая в машинах OCE CPS, когда несколько формных цилиндров окружают один большой офсетный. Когда офсетный цилиндр «обходит» все формные, на резине образуется многокрасочное изображение, которое безо всяких задержек переходит на бумагу. Не помешало бы Indigo и увеличение разрешения экспонирования: все-таки значение 800 dpi (или даже 800х2400, как в некоторых моделях) маловато для качественной печати, особенно печати ценных бумаг и пластиковых карт, для чего и предназначены некоторые разновидности этих машин. Правда, есть один фактор, ставящий под сомнение будущее «цифрового офсета». Разумеется, это маркетинг. Например, работать машины Indigo могут только с «фирменным» РИПом, а с других не могут принимать даже однобитные файлы. И любая попытка пользователя отклониться от методов растрирования, заданных фирмой НР, обречена на неудачу.
А между тем развитие струйной печати уже сейчас идет семимильными шагами. Лихорадочная деятельность крупных компаний по приобретению подразделений, которые производят оборудование и краски для нее, только подтверждает это. Например, покупка подразделения, производящего машины NexPress, не означает, что Kodak ставит только на электрографические ЦПМ: эта фирма приобрела также и Scitex Digital Printing, которая теперь называется Kodak Versamark.. Она выпускает струйные ЦПМ Versamark. Например, у Versamark VX5000 разрешение печати – 300х1200 dpi, скорость – до 99 м/мин. Agfa, в свою очередь, в январе 2004 г приобрела фирму dotrix NV и выпускает dot.factory: струйную ЦПМ для печати УФ-красками на рулонном материале. Ширина рулона – 63 см, разрешение печати - 300 dpi, скорость печати – более 900 кв.м/мин. На начало 2004 г это была самая производительная ЦПМ в мире. За рубежом их используют для печати пробных тиражей этикетки и упаковки. В 2004 г Agfa и Xaar объявили о подписании соглашения по разработке и производству струйных печатающих головок. «Мы верим, что струйная технология является оптимальным выбором для цифровых печатающих устройств», - говорит в одном из интервью вице-президент Agfa Ян Ван Дееле. В 2005 г Agfa обещала выпустить вариант с двусторонней печатью. Впрочем, и до этого уже имелась струйная ЦПМ компании Miyakoshi MJP 600 B для двусторонней печати с разрешением 600 dpi и скоростью 40 м/мин. А еще есть струйная ЦПМ Inca (Inca Digital Printers). Ширина – 520 мм, разрешение - 300 dpi, скорость – более 100 м/мин.
|