Главная
Собственный опыт: что такое MegaDot
Растрирование и воспроизведение цветов в ЦПМ Осе CPS800/CPS900
Хотя и дурацкий, но тоже опыт

В журнале Курсив №6 за 1999г была напечатана статья К.Игнатова «Как до этого не додумались раньше?» Речь в ней идет о технологии цветоделения на 7 красок Opaltone. Есть там момент, который меня удивил. Речь идет о том, что угол наклона растра «для голубого и красного – 75 градусов, для пурпурного и зеленого – 45 градусов, для желтого – 90 градусов, для черного и синего – 15 градусов. При этом в репродукциях встречаются участки наложения растровых структур, повернутых на одинаковый угол, однако видимого муара не наблюдается… Общий вид дает основания полагать, что возможный муар (особенно опасно взаимодействие черного и синего) малоразличим благодаря малой светлоте этих областей». Правда, разглядывая оттиск, я пришел к выводу, что на самом деле у голубого и зеленого угол – 75 градусов, а у красного и пурпурного – 45 градусов, но это частности, речь не о том.
Далее, в разборе вкладки с этой самой семицветной печатью снова повторяется тема муара: «…нас очень интересовал вопрос, не появится ли где-то муар из-за взаимодействия основных и дополнительных цветов». Авторов беспокоили «потенциально опасные участки вкладки, на которых присутствует наложение растрированных областей красок с одинаковыми углами поворота растра… Однако факт остается фактом – явно выраженный муар нигде не наблюдается».
Хочу заметить, что беспокойство относительно муара в данном случае было совершенно излишним. Муар не был «малоразличим» по какой бы то ни было причине, потому что при полном совпадении углов растра муара вовсе не бывает! Можете сами попробовать, взяв пленки с одинаковыми углами растра. И в этом мы смогли убедиться на практике, т.к. печатали при таком растре. Как-то раз мы, по темноте своей, неправильно вывели пленки на дуотон: получились две совершенно одинаковые растровые картинки, с одинаковой точкой и одинаковыми углами. В типографии, куда мы привезли это на печать, нас на смех подняли: нельзя так печатать, муар будет! Видимо, убеждение в опасности муара при совпадении углов растра достаточно распространено.
Мы, однако же, попробовали печатать (выхода уже не было), и выяснили, что никакого муара нет (хотя и настоящим дуотоном это не назовешь). Муар получается при НЕБОЛЬШОЙ разнице между углами, а при полном совпадении муара не будет вовсе! Теоретически он может получиться при несовмещении, т.е. при повороте и образовании некоторого угла, но мы пытались смоделировать этот процесс на печати и выяснили, что практически для этого нужно такое жуткое несовмещение, какого у нас никогда и не бывало. Более того, при таком несовмещении вообще нельзя говорить ни о какой печати.
Проблема при совпадении углов – не муар, а совсем другая. Об этом писал в свое время Михаил Кувшинов на гейдельберговской конференции (хотя я и не согласен с ним в приложении этого к MegaDot – см. страницу об этом методе растрирования): «А понять, что получится, если и мадженту, и черный напечатать по 45 градусов легко… А получится, что малейшие, на доли периода растра, несовмещения приведут к заметным изменениям цвета. Что и наблюдают клиенты в реальности». И мы наблюдали. А однажды клиент принес пленки на четырехцветную печать с одинаковыми углами растра, а переделывать было уже некогда. И мы в реальности наблюдали ужасный разнотон при печати. Происходит это потому, что точки то «наезжают» друг на друга, то расходятся, площадь их совмещения резко меняется при малейшем сдвиге. Правда, наиболее сильно это эффект наблюдается при участии черной краски (не зря автора статьи в «Курсиве» особенно беспокоило сочетание черного и синего), т.к. черная краска – кроющая, а остальные – полупрозрачные, и при их сочетании не наблюдается столь сильной «маскировки», как при наложении черной.
Впрочем, один из моих бывших начальников как-то выдал замечательную по силе мысль, что разнооттеночность – вовсе чепуха, т.к. потребитель все равно не видит всей продукции сразу. Конгениально, не правда ли?
Кстати, заблуждение относительно муара при совпадении углов растра на разных сепарациях довольно живуче. Уже в 2004 г, в «Компьюарт» №10 была напечатана статья Р.Коняшкина, в которой также утверждается, что «этого [т.е. понижения частоты муаровой картины до полной его незаметности] можно добиться путем печати «точка в точку». Однако это предъявляет высокие и не всегда реальные требования к … приводке красок, т.к. малейшее отклонение приведет к муару». Как было изложено выше, проблема будет, но совсем не проблема муара.
Более того: растр с одинаковым углом применяется иногда вполне сознательно. Например, такой вид растра применяется в ЦПМ Осе («Растрирование и воспроизведение цветов в ЦПМ Осе CPS800/CPS900», Компьюарт № 5/2006).



Hosted by uCoz