Модернизация увлажнения на старых "Гейдельбергах"
На современных печатных машинах применяется, как известно, пленочное увлажнение – даже при работе без спирта. Многие же старые снабжены «моллетоновым», с плюшевыми чехлами. Заменить старое увлажнение на бесчехловое можно – достаточно купить систему пленочного увлажнения Kompac или другую в этом же роде. Примеров внедрения такой техники достаточно.
Беда, однако, в том, что стоит она несколько тысяч, и не рублей. Так как речь идет обычно о старых машинах, стоимость которых уже сравнима с ценой этого агрегата, то возникает (особенно у начальства) вопрос: а нужны ли такие расходы? Экономия проявит себя не сразу, а качество – вопрос настолько скользкий, что начальство не всегда можно убедить, что новая система лучше старой. Вы, мол, поднапрягитесь – качество-то и так попрет!
Оказывается, для старых станков Heidelberg, которых у нас в стране достаточно (и завозятся все новые!), можно почти без расходов перейти если не совсем на пленочную, то почти на бесчехловую систему увлажнения. К сожалению, не знаю, можно ли это делать на станках других марок, просто мы работаем именно на Heidelberg и поэтому лучше с ними знакомы.
В отделе расходных материалов (Heidelberg-Digital он называется) Вам предложат валики для увлажнения, которые на несколько миллиметров толще обычных, т.к. чулка на них одевать не надо. Правда, стоит такой валик примерно на 70-80 евро дороже обычного, но, по сравнению с примерно 6000 долларов, которые стоит подходящая к нашему станку система Kompac, это почти даром.
В системе увлажнения GTO-52 три резиновых валика, которые надо обшивать чехлами. Заменяются, одако, только два: те, что непосредственно контактируют с офсетной пластиной. Правда, можно заменить только один (тот что выше и ближе к красочным валикам: именно он формирует пленку увлажнения), но при этом вы не избавляетесь от марашек, причиной которых являются чехлы. Так как заменяются не все валики, я и написал, что можно перейти на «почти бесчехловую» систему. Кроме того, в настоящей пленочной системе вода подается непрерывно, а в старой – порциями, и избавиться от этого нельзя без замены механической части, т.е. без установки фирменной системы пленочного увлажнения, заменой валиков тут не обойтись.
Экономия получается, во-первых, за счет чехлов (как минимум, в три раза меньше), во-вторых – за счет моющих средств для чехлов. Меньше времени уходит на обшивание и стирку. И баланс краска-вода действительно быстрее устанавливается.
Качество печати тоже повысилось. Растискивание стало несколько меньше, улучшилась форма растровой точки. Раньше мы мучались сначала с марашками от новых чехлов, потом – со следами текстуры чехла, когда он уже износился. Теперь, конечно, этого нет.
Разумеется, при освоении новой системы были и свои проблемы, так что начинать ее освоение нужно все-таки с макулатуры и с тех заказов, которые не требуют особой срочности и высокого качества (хотя, в случае внезапного появления срочной работы, заменить новые валики на старые – дело нескольких минут). Но эти проблемы являются, в какой-то степени, общими с «фирменными» системами.
1.Меньшая инерционность системы, что требует от печатника повышенного внимания при печати длинных тиражей. Хотя нарушение баланса краска-вода можно быстро исправить, но уйти от равновесного положения он может также быстро. Кроме того, процесс печати, как и следовало ожидать, стал более чувствительным к составу увлажнения. Раньше мы практически не знали такой проблемы, как тенение. Недопроявленные офсетные пластины казались какими-то измышлениями теоретиков: как это может быть? Вот теперь и узнали… Так что я теперь не согласен, что «зажиривание» чаще всего встречается на машинах с чехловым увлажнением. Может, на каких других машинах…
Правда, все это имеет и положительную сторону: теперь печатнику волей-неволей приодится внимательно следить за процессом, уже не уйдешь погулять, пока машина работает.
2. Из-за появления тенения в начале перехода на новую систему стали меньше подавать краски. Это породило проблемы с насыщенностью краски и, особенно, при печати больших плашек. При печати таких плашек возникало сильное полошение. Хотя, надо сказать, этот дефект и раньше проявлялся при низкой подаче краски. Но, в конце концов мы приспособились и путем подбора раствора для увлажнения (см. статью о проблемах с увлажнением) добились-таки того, что краска теперь нормальной насыщенности.
3. Следует внимательно устанавливать валики, чтобы их прижим к офсетной пластине был равномерным, иначе с одной стороны воды будет больше. Возможно, для кого-то это звучит тривиально, но после моллетонового увлажнения многое кажется в новинку.
Так что можно, как видите, приобрести «почти пленочную» систему увлажения для старых машин без особых расходов. Не совсем Kompac, конечно, но зато почти совсем даром!
P.S. И даже начальство заметило, что качество выше стало!
|