Главная
Почему это важно
HKS: альтернативная система смешения красок, в которой состав краски зависит от вида бумаги
Некоторые советы по предпечатной подготовке

Для начала – советы от поставщиков расходных материалов. Они не случайно дают такие драконовские советы: когда из-за проблем в печати клиент наезжает на типографии, типография, в свою очередь, наезжает на поставщика.
Итак, если у Вас в журнале, например, есть насыщенные иллюстрации, их следует располагать друг против друга: как на соседних страницах, так и на разных сторонах одного листа. Это чтобы при перетискивании или «пробивании» краски через бумагу, а также при просвечивании иллюстрации через бумагу дефект был менее заметен. Конечно, это ужасно ограничивает полет фантазии, но это еще один повод напомнить заказчику или начальнику, что на дешевой бумаге конфетку все равно не сделаешь.
Кстати, об экономии на бумаге. Иной раз наворотят серебра, УФ-лака и т.п., и все это – на дешевеньком картоне. Последствия ужасны. Если уж решили экономить – так экономьте до конца! А если денег много, то вспомните о шелкографии и прочих способах, которые позволяют дать декоративный эффект гораздо более сильный, чем офсетная печать.
При печати на большинстве видов картона не следует делать ровные сетки, тем более большой площади: неравномерность будет заметна очень сильно. Следует об этом помнить и при печати на тонкой бумаге: оборот просвечивает и портит всю картину. В Photoshop полно текстур (под брезент и пр.), которые позволяют делать неравномерность печати практически незаметной. Так и пользуйтесь ими!
На гладкой бумаге градации и контраст передаются лучше, а сумма красок может быть больше. Отсюда – вывод: печать на матовой бумаге – это, может быть, и стильно, но годится не для всякого сюжета.

Кое-что о пантонах.
Темно-зеленый и темно-коричневый – самые противные с точки зрения печатника: любые дефекты машины (а машин без дефектов не бывает) будут вылезать в виде полошения. Просто удивительно, как наши дизайнеры, при всей своей тяге к оригинальности (по крайней мере, они ГОВОРЯТ, что тянутся к ней), любят темно-синие пантоны. Господа, это же просто банально! Ну, если уж Вам так приспичило использовать именно эти цвета, то хотя бы не делайте в них одновременно плашку и растровые элементы: плашку еще можно напечатать в два прогона, а наличие растра на том же сюжете исключает и этот путь. С другой стороны, если пантон светлый и в нем много прозрачных белил (не поленитесь заглянуть в рецепт на своем веере, в наличии которого у Вас я даже не сомневаюсь), это может привести к проблемам с увлажнением. Не каждая машина справится со всеми этими проблемами. Так что если не хотите поступиться принципами, предусматривайте для печати хороший запас по времени: возможно, придется даже менять типографию…
Обычные денситометры не могут измерять пантоны, т.к. их фильтры рассчитаны на цвета CMYK. Но при измерении пантона денситометр иногда все же выдает некоторое число и по нему мы можем ориентироваться при печати. Конечно, желательно использовать спектрофотометр. Но и это не решает всех проблем. Есть ли, собственно, в веерах пантонов нормы плотности или цветовые координаты? Нет, там указаны проценты основных красок, которые надо смешать для получения того или иного оттенка.
«Принс раскрывает одну небольшую хитрость при работе с цветами Pantone: «Не стоит сравнивать веер с отпечатанным листом. Предоставьте поставщику красок выбранный для печати материал. Отпечатайте предложенной краской пробный оттиск и ориентируйтесь при приладке уже на него. Забудьте о веере – он поможет определить цвет, но это другая краска на другой бумаге, отпечатанная другим способом»»[Рей Принс, старший технический консультант Полиграфической технической ассоциации (Graphic Arts Technical Foundation, GATF)]. (Publish № 2/2005, «Эволюция контроля качества», с.34).
С тех пор, как система Pantone была разработана, появилось множество производителей, которым приходится выпускать собственные веера, т.к. оттенки их красок отличаются. Беда еще и в том, что веера, которым многие так доверяют, не так уж точны: один и тот же цвет может иметь разные оттенки даже в разных веерах одной и той же фирмы! Потому что напечатаны с разной плотностью. А где ее норма для пантона? (Кстати, о качестве печати этих самых вееров. Мало того, что плотность разная. Вы возьмите лупу и присмотритесь к качеству плашек, особенно насыщенных и темных цветов. Вы такую работу от типографии приняли бы? А печатники порой «выкатывают» плашки 1-го формата гораздо лучше! Впрочем, на Вас все равно не угодишь…) А если плотность краски или бумага отличаются от того, что представлено в веере (а это наверняка так и есть), то как определить, что это именно тот цвет? А если у клиента – свой веер? А если клиент – только посредник и у его заказчика - еще один веер?
Часто бывает так, что из-за перечисленных выше причин старательно приготовленный по указанной на веере рецептуре пантон не годится, а похож намешанный опытным печатником «на глазок», методом «отпечатка пальца». Так что семь раз наперед подумайте: а чего Вы, собственно, хотите? Какого именно оттенка? На какой бумаге? Норм печати для пантонов, как уже сказано, нет, а выражение «я так вижу» при конфликте звучит неконструктивно.
Возможно, в прекрасном будущем часть этих проблем будет решена за счет многоцветной печати. «Гексахром», например, охватывает около 90% пантонов.
Но что это я все о плохом? Есть у печати пантонами и хорошие стороны. Например, если Вам или клиенту приспичило напечатать мелкий коричневый или фиолетовый текст, или мелкий текст вывороткой по такому фону, печать триадными красками неизбежно приведет к несовмещению. Его размер зависит от машины, бумаги и печатника, но будет оно всегда. Вот тут пантон и пригодится. Или поменяйте цвет на другой, при котором несовмещение не столь заметно.
Основное же их преимущество перед триадной печатью (из-за которого их и придумали) заключается в том, что в процессе печати тиража печатник как угодно сильно может исказить интенсивность краски, но не может исказить ее оттенок. Если, конечно, не положил краску в грязную кипсейку и хорошо промыл валики…

Печать металлизированными красками по матовой бумаге и многим сортам картона приводит к осыпанию пигмента. Лакирование офсетным лаком при этом дает слабый защитный эффект.
Печать серебром по матовой бумаге часто имеет весьма убогий вид. С тем же успехом можно использовать серый пантон. Также гораздо лучшими печатными свойствами (и, если уж на то пошло, оригинальностью) обладают пантоны, в которых только часть металлизированой краски (№ № 8003-8321).

Hosted by uCoz