Поддержать отечественного производителя? С удовольствием!
Снова приходится затронуть больной вопрос о таможенных пошлинах. Может показаться – по крайней мере, так утверждается - что пошлины эти направлены на защиту российского производителя оборудования и расходных материалов. Но не секрет, что отечественный производитель не может удовлетворить российскую полиграфию ни по качеству, ни даже по количеству. Я бы с радостью поддержал этого самого производителя и выбрал из двух равноценных продуктов отечественный, но не из чего выбирать. ЗАЩИЩАТЬ НАДО РЕАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ! К примеру, если в Рыбинске производят ролевые печатные машины определенного типа, то именно такие машины и надо обкладывать пошлиной (и даже можно еще ее повысить!), а не все подряд. Также производится у нас некоторое оборудование для трафаретной печати («Спика-Технология», «ЕвроПринт», «Проксима», «Оптимум»), для послепечатной обработки продукции («Лобачевский и Ко»). Им и надо создавать условия для дальнейшего развития. Но, видимо, стратегам в правительстве недосуг заниматься земными делами.
Но вот пример другого рода: ТЗПК (Торжокский Завод Полиграфических Красок) собирается производить УФ-краски. А печатных машин с УФ-сушками у нас не делается. Получается, что интересы производителей оборудования и расходных тоже, прошу прощения за каламбур, расходятся.
К тому же высокие пошлины на машины и материалы сочетаются у нас с низкими пошлинами на готовую полиграфическую продукцию. И если нашему правительству все же удастся окончательно задушить российскую полиграфию, то уважаемым отечественным производителям легче не станет: останутся только нищие конторы типа «Пырловка-Принт», с которыми и на хлеб не заработаешь.
С этой точки зрения вполне логичным выглядит проект «Новое решение» с участием АОППО (Ассоциация Отечественных Производителей Полиграфического Оборудования), направленный на расширение поставок на российский рынок качественного (для чего служит специальный отбор) и недорогого китайского оборудования. Весьма отрадно, что в АОППО ясно понимают соотношение интересов производителей и полиграфистов.
То, что завозит в Россию «Новое решение», у нас все равно не производится. В конце концов, не обязательно у нас в стране непременно производить всю технику, необходимую полиграфистам. Скорее всего, этого никогда и не будет. Правда, существует мнение – и отчасти обоснованное – что китайская техника по качеству отстает от европейской. Но, по крайней мере, китайцы движутся в правильном направлении. Было время, когда у нас смеялись над японцами: какие там телевизоры они собираются делать? А чьи телевизоры мы теперь покупаем?
Но есть и направления, которые вполне можно было бы разрабатывать в России. Не надо сразу хвататься за грандиозные проекты. Лучше начать со злободневных мелочей.
1. Химия для проявки CtP-платин. И не обязательно сразу строить завод-гигант. Просто, как говорил известный сатирик, мешать надо тщательнЕе. А то вот хотел я поддержать отечественного производителя. Приобрел клинер для форм ОЭ-3 и покрытие для прокаливания форм «Экран» производства ООО НТПЦ (научно-технический центр полиграфии). Тоже, казалось бы, ничего мудреного нет. И что же? Очищающая эмульсия, как оказалось, не способна работать с УФ-красками. Да и пахнет не очень хорошо. Можно согласиться с тем, что этот материал не был рассчитан на такие краски, да и к запаху отечественных продуктов привыкнуть можно (на что не пойдешь из патриотизма). Но вот «Экран» при весьма умеренном прокаливании не смог защитить пробельные элементы от окисления, в результате формы при печати сразу же «затянуло». Т.е. этот состав не смог выполнить свою прямую функцию.
2. Офсетная резина для УФ-красок. Да, спрос пока на нее небольшой… Вот и надо отрабатывать технологию производства именно сейчас: потом окажется, что снова опоздали навсегда.
3. Синтетическая бумага. Положим, для организации производства обычной меловки требуются огромные финансовые вложения (называлась, помнится, сумма в один миллиард долларов). Для изготовления синтетической бумаги в небольших масштабах таких затрат не нужно, а направление это перспективное.
Приведу еще пару печальных случаев из жизни, на этот раз касающихся бумаги. Компания «Славич» освоила производство бумаги для струйников. Перспективный рынок, прекрасная идея. Но в одной типографии, где много бумаги уходит на спуски (для проверки вывода на CtP) решили поддержать отечественного производителя. Взяли рулон на пробу. Но гордый плоттер Hewlett Packard отказался с ним работать: ширина рулона оказалась на 3 мм меньше, чем требуется. Если со стороны производителя это была попытка сэкономить, то крайне неудачная: больше в той типографии ни о каких отечественных производителях и слышать не хотят. В другой типографии решили испробовать аналог зарубежного ламинированного картона для пищевой упаковки. Взяли на пробу картон, ламинированный в Урюпинске. То, что он разматывался с ужасным треском, еще можно было терпеть. Но вот то, что при этом куски ламината отрывались и прилипали к следующему витку картона – это уже ни в какие рамки не лезет.
4. Дизайнерская бумага. У нас, за исключением тисненой бумаги СПБФ Гознака и бумаги ручной выделки компании Август Борг, никто дизайнерские бумаги не производит. Кстати, бумаги ручной выделки – специфическая продукция, производство которой требует не огромных денег, а много рабочей силы. И даже если получилось не совсем так, как в Европе – не беда: будет своя, оригинальная линия бумаг. Даже в Непале – и то освоили их производство и делают на экспорт. А у нас – то ли неохота, то ли не может больше никто.
5. Дополнение к Photoshop, Illustrator, InDesign и другим графическим программам, предназначенное для того, чтобы можно было работать с системой смешения «Радуга». Система эта, в сущности, не хуже, чем Pantone, но не слишком популярна. Одна из причин упадка ее популярности заключается в том, что пользоваться ею без соответствующего программного обеспечения затруднительно. Многие издатели и дизайнеры даже не подозревают о ее существовании или думают, что она давно приказала долго жить. Так что, если ТЗПК заинтересован в продвижении своей системы красок, он мог бы спонсировать разработку таких программ в полиграфических ВУЗах.
Наверное, полиграфисты могли бы назвать еще немало реальных точек приложения сил для того самого «отечественного производителя», которого мы, по идее, должны поддерживать. Но ему и самому не грех проявить чуть больше активности, как это делают за рубежом. Директор отдела разработок Horizon рассказал в одном интервью, что их инженеры регулярно общаются с клиентами, выясняя, с какими проблемами те сталкиваются, и затем находят способы их решения. Такие встречи даже входят в обязанность некоторых разработчиков. Нашим бы производителям такую расторопность.
|