Высшая ступень развития?
Даже на благополучном, с нашей точки зрения, Западе в полиграфии наблюдаются кризисные явления. Страдают, при этом, в первую очередь мелкие и средние типографии. Россия, к сожалению, идет по тому же пути.
Правда, слышатся еще оптимистические высказывания, что у нас – большой резерв роста по сравнению с заграницей. Почему-то забывают одну мелочь: сначала надо достичь того же уровня жизни, а потом уже говорить о перспективах. Радужные прогнозы не исправят ситуации. Как не помогли газетчикам (а объем газетной печати уже падает) оптимистические рассуждения о том, что телевидение не вытеснило театр. Не вытеснило? Ну и сравните теперь роль и положение ТВ и театра в обществе. Режиссеры умоляют актеров не бросать спектакли… ради идеи. Потому что зарплата за день работы в сериале больше, чем за месяц – в театре. И Вам хочется оказаться в такой, простите за примитивный каламбур, роли?
Пока что празднуют успех издатели журналов. Долго ли это продлится? Наверное, пока не вступят в силу различные виды «электронной бумаги», а Интернет не станет доступен большинству населения России. Впрочем, не буду их расстраивать: пусть пока утешаются тем, что не сбылись предсказания о вытеснении театра телевидением.
Как же быть в такой обстановке?
В общем-то, ответ достаточно очевиден и содержится в самом вопросе: если страдают в первую очередь мелкие типографии, надо расти! Но наибольший интерес представляет не простой рост объемов, а некоторые новые тенденции.
Типографии расширяют отделы дизайна и покупают цифровые машины. Рекламные агентства обзаводятся цифровыми и даже офсетными печатными машинами. Издательства организуют свое производство. Наконец, поставщики открывают собственные типографии. Наверное, высшей формой такого слияния будет объединение под одной крышей типографии, издательства, рекламного агентства и, наконец, поставщика полиграфических материалов. Этакий симбионт, наподобие лишайника, в котором гриб отвечает за сбор воды и минеральных веществ, а водоросль – за фотосинтез. Между прочим, лишайники очень неприхотливы и растут практически на голом камне. Вот и такое объединение сможет более эффективно противостоять трудностям жизни: конкуренции, экономическому спаду и т.д.
Во-первых, в таком объединении удобнее иметь дело с настоящим клиентом, а не посредником. Значит, прибыль выше.
Во-вторых, РА и издательство будет готовить макеты для себя. Меньше будет ошибок, да и будут эти макеты изначально более технологичными: кто же станет сам себе нарочно трудности создавать?
В-третьих, можно будет оптимизировать расходы на транспорт, корпоративные праздники и пр.
В общем, если подумать, много будет преимуществ.
|