Главная
Каждый - сам за себя. К сожалению
Наш общий враг
Печатный вариант этой статьи
Кто перегрелся-то?

Иногда в отраслевых изданиях встречаются рассуждения о том, что зарплаты в полиграфии «перегреты». Я, конечно, лицо заинтересованное – сам наемный работник. Но подумайте: «перегреты» по сравнению с кем и чем? С Анголой или с Англией? Вы сами-то в какой из этих стран хотели бы жить? Разумеется, мне ответят, что речь идет о России. Тогда другой вопрос: по сравнению с какой отраслью - с «нефтянкой»? С газовиками? С работниками банковской сферы? Я еще могу понять, за что получают нефтяники и газовики – тундра, холод, тяжелая работа – но за что платят банковским клеркам? Они ведь ничего не производят.
Мне кажется, говорить о «перегретых» зарплатах в коммерческом секторе вообще не имеет смысла. Это рынок. И зарплаты на нем – адекватные. По крайней мере, для нашей «экономической действительности». Это у государственных служащих – депутатов, министров и прочих чиновников, мешающих людям жить и работать - зарплаты перегреты.
Рассуждения об оплате труда имеют серьезное противоречие: с одной стороны, все время говорится о том, что полиграфия – высокотехнологичная отрасль и нуждается в грамотных специалистах. С другой стороны толкуется, что зарплаты у них «перегреты» и надо их понизить. Но так не бывает. Или вам нужна квалификация, или вы экономите на зарплатах. Разумеется, объединенными усилиями работодателей зарплаты в отдельно взятой отрасли можно понизить. Но чего они добьются этим? Знал я одного человека, который перешел из автомехаников в печатники: эта профессия показалась ему интереснее и выгоднее. Теперь таких случаев уже не наблюдается. Еще одно усилие работодателей – и начнется обратный процесс, т.е. отток наиболее квалифицированных кадров в другие отрасли.

Лучше вспомните, что говорил Генри Форд: «Мой рабочий должен получать достаточно, чтобы купить мой автомобиль». Заметьте, он не исходил из оплаты труда городских дворников и посудомоек. И не интересовался средней зарплатой по штату. Это наша, советская особенность: измерять температуру в среднем по больнице. Между прочим, после свой смерти Форд завещал полмиллиарда долларов (а тогда доллар был не чета нынешнему) на благотворительность. Как видите, высокие зарплаты рабочих не разорили его до нитки.
А если уж сравнивать, кто сколько получает… В статье «Стабильные ставки заработной платы» (Print@Profit № 3/2005) рассказывалось об оплате труда американских полиграфистов. Из этой статьи видно, что самая маленькая зарплата в американских типографиях – у копировщиков, самая большая – у директоров. В общем-то, факт вполне естественный. Но есть одна мелочь: разница – всего в два раза! Если у копировщиков – 10 с лишним долларов в час, то у директоров – двадцать с лишним. И так не только в США: в Швеции, например, разница между максимальной и минимальной зарплатами ограничена законодательно. Как видите, зарплаты у наших директоров уже вполне американские. И никого это не смущает и не огорчает. Теперь вопрос: как нам двигаться в направлении цивилизованных стран? Повышая зарплаты рабочим или понижая – директорам?
В той же статье в Print@Profit написано, что самые большие зарплаты – в наиболее рентабельных типографиях. И это тоже естественно: где выше уровень техники и квалификация рабочих, там и рентабельность будет выше. Но мы все еще не верим и упорно идем своим путем.
На самом деле проблема заключается не в размере зарплат, а в эффективности труда за эти деньги. Есть два основных способа оплаты: за время и за произведенную продукцию. Первый способ имеет всем известные и понятные недостатки: в этом случае количество перекуров и чаепитий растет, а скорость телодвижений падает.
Но и второй способ не лишен своих недостатков. Бывает, например, что печатник сознательно печатает брак, рассчитывая на «авось»: не заметят, больше получу. А если заметят… Да ладно, не заметят! Или другая, вполне реальная ситуация: печатник замечает неисправность на машине. Но т.к. время простоя оплачивается хуже, он отнюдь не торопится оповестить механиков, а тянет до конца смены. И со спокойной совестью уходит домой. И ему нет дела, что механики тоже ушли и ночная смена будет пропущена из-за поломки. Также и копировщику невыгодно переделывать форму, если он заметил на ней брак: за лишнюю пластину его накажут рублем, а если печатник брака не заметит – что ж, это его проблема. И менеджер, принимая заказ, думает не о реальных расходах и доходах, а о формальной прибыли. А можно ли этот заказ напечатать вообще – пусть производственники разбираются. И дело не в том, что у нас в стране какие-то особо нерадивые работники. Просто действует всеобщий принцип «каждый сам за себя».
Чтобы с этим принципом бороться, нужны не приказы, а другая система оплаты. Например, ставка + премия. Ставка, разумеется, должна зависеть от квалификации, количества брака и т.п. А вот премия должна зависеть не от выработки конкретного рабочего, не от того, сколько напечатали, высекли, вывели и т.д. А от общей прибыли предприятия. От того, сколько продали. За рубежом такой способ оплаты применяется довольно широко. У нас же на пути его внедрения стоят серьезные препятствия. В самом деле: кто знает точно, сколько типография получает прибыли? Не говоря о том, что это коммерческая тайна за семью печатями, не везде ее и рассчитать-то смогут: расходные купили в одном месяце, потратили в другом, учет расхода химии, красок и резины вообще организовать трудно. Чтобы знать реальную прибыль, нужна система учета и контроля, нужна пресловутая «прозрачность»… В общем, поразмыслив трезво, понимаешь, что в российских условиях это практически нереально.
Согласен. Но не стоит тогда на рабочих пенять.

Hosted by uCoz