Главная
О DI-машинах
Системы увлажнения у разных печатных машин
Идеальная печатная машина?
О машинах с планетарной схемой построения
Сканирующие системы контроля: это очень важно!
Как перевести на русский фразу о "соотношении цены и качества"
Пример из жизни: человек выбрал машину по этому самому критерию. И пожалел.
Вторая статья о выборе машин
Машины, которые мы выбираем

Итак, как выбирать печатную машину? Глаза разбегаются. Сколько предложений и обещаний! Конечно, если средств у Вас много и лишний мешок денег ничего не решает - берите, что дороже, и, скорее всего, не ошибетесь. Но если приходится средства выкраивать, то надо призадуматься, а стоит ли брать самое «крутое» - по марке, автоматизации, опциям? Оно Вам надо? Хотя и самое дешевое, как будет показано ниже, хватать тоже не стоит.

Рекламные тексты - это вообще больное место. Пишут их, очевидно, люди, с полигафиией не знакомые, иначе они не стали бы сообщать о наличии опорных колец на цилиндрах или вакуумных ремней на подаче таким тоном, словно речь идет, по меньшей мере, об изобретении пороха. Только и читаешь, что красочный аппарат разработан с помощью компьютера, да увлажняющий - тоже... А конкуренты, надо думать, еще осваивают логарифмическую линейку?
Или такой вот пассаж: «У планетарной конструкции есть и еще одно преимущество – печатные и передающие цилиндры имеют увеличенный диаметр, что приближает траекторию проводки листа к прямой» («Полиграфия» № 1/2002, с.61). А что, у секционных машин печатные и передающие цилиндры увеличенного диаметра не бывают? Как раз такие машины сейчас и преобладают. Особенно умиляет «приближение траектории к прямой». Прямо как у Алисы в зазеркалье: бывают, дескать, такие горы, по сравнению с которыми эти – ровное место.
А как Вам понравится такой рекламный трюк: «В обязательном порядке машина включает самонаклад и приемку». Потрясающе! Можно подумать, что печатные машины конкурентов продаются без этих «опций».
Постоянно подчеркивается, что машина может работать на высокой скорости: 15, 16 а то и 18 тысяч оттисков в час. Ну и кто же так работает? Отзовитесь, стахановцы! Рабочая скорость 11000 считается очень даже хорошей. Ну, у нас бывало 13500 отт/час – на простых сюжетах. Не забывайте, что скорость машины, с которой она способна передавать бумагу от подачи до приемки – это одно, а скорость печати – совсем другое. Даже некоторые печатные краски имеют ограничение по скорости. Например, краска «Рим-Универсал 2529» производства Торжокского завода полиграфических красок или Lito-Star Plus фирмы Akzo Nobel применяются на скорости до 10000 оттисков в час (информация – из каталогов ТЗПК и фирмы Print House). В сущности, любая краска имеет какое-то ограничение по скорости, хотя не каждый поставщик об этом скажет… Даже если краска выдержит, стабильность и качество печати может пострадать, на высоких скоростях лучше или «короткий» красочный аппарат, как у КВА, или система термостатирования. Но «короткий» аппарат имеет не только преимущества, а термостатирование – удовольствие не из дешевых (но уж если есть возможность – лучше приобрести машину именно с такой системой: она позволит стабильно работать даже в помещениях, где летом стоит несусветная жара).
Бывает и так, что скорость у машины высокая, а вот оборот она царапает, так что невозможно печатать до полного его высыхания. При больших тиражах это не слишком важно, а вот при малых – очень даже заметно.
В статье С.Стефанова в Publish на «Полиграфинтер-2002» говорилось о том, что автоматизация печатной машины часто влияет на производительность значительно сильнее, чем скорость печати. Как ни парадоксально, она может особенно пригодиться на 1-2-секционных машинах (т.е. при ограниченных финансах), если на них предполагается печатать полноцветные работы. Именно в этом случае (а не на 4-секционной машине) смывка и смена формных пластин будет отнимать особенно много времени. К тому же не на всех машинах удобно смывать резину вручную. Удобнее смывать резину вручную при положении цилиндров «на пять часов», как у «Гейдельбергов» с одинарным диаметром цилиндров, y некоторых моделей «Комори» и других печатных машин.

Уж если Вы хотите вложить деньги в скорость, то лучше не соблазняться печатными машинами DI (см. ссылку), а обратить внимание на печатные машины с УФ-сушками, которые дают гораздо больший выигрыш в скорости да еще и возможность работы с проблемными для обычных машин материалами. По скорости получения конечного продукта УФ-машины имеют преимущество даже перед «перфекторами», которые запечатывают лист сразу с двух сторон. Да, печать на такой машине закончится раньше, но тираж-то трогать нельзя: все равно его надо сушить часов 12, а то и больше. Есть у них и другие проблемы. Например, на «длинных» перфекторах (за исключением машин Mitsubishi) теряется несколько миллиметров бумаги на второй клапан и должно быть три верных стороны: малейший перекос при резке бумаги приведет к несовмещению лица и оборота.

Несомненно, стоит обратить внимание на систему подачи краски. В статье о денситометрии уже упоминалось, что старая система, где подача регулируется вручную, да еще винтами, может обеспечить качество только при наличии очень квалифицированного печатника, который привык к такой системе (но количество бумаги на приладку все равно будет больше). А вот на Heidelberg Printmaster красочные ножи управляются с помощью рычажков, которые можно поднимать и опускать на определенное количество делений и заранее предвидеть – хотя бы приблизительно – результат. К тому же ленточные ножи, применявшиеся на старых машинах, все равно не обеспечат такой точности регулировки краски, как разрезные.

Я согласен, что нет плохих машин, а есть машины не на своем месте (т.е. не предназначенные для данной работы). Но я не согласен с утверждением, что качество печати на всех машинах ведущих производителей практически одинаково, надо только правильно обслуживать их. К сожалению, даже один и тот же производитель может выпускать совершенно разные по качеству и надежности сери печатных машин. Поэтому, во-первых, для печати одного и того же сюжета на разных машинах потребуется разное количество времени и бумаги. Во-вторых, может потребоваться разная квалификация печатника. И, наконец, есть сюжеты, которые вообще не на каждой машине можно напечатать. Иной раз бывает так, что на машине среднего формата плашка выкатывается лучше, чем на машине большого формата, потому что красочный аппарат у нее более развитый. Все же количество красочных валиков, их диаметр и устройство системы увлажнения чрезвычайно важно. К примеру, в машинах Man Rroland 500, а также Printmaster PM 52, Speedmaster 52, Speedmaster 74 и Speedmaster XXL 105 компании Heidelberg есть возможность изменять красочный аппарат, делая его, при необходимости, более «коротким» или наоборот. Я думаю, эти фирмы-производители с гневом отвергнут предположение (попробуйте только его высказать!), что это просто рекламный трюк. И я с ними согласен. Но если аппарат перестраивается под разные виды работ, значит, это необходимо? Значит, построение красочного аппарата – очень важный пункт при выборе машины.
К примеру, в печатных машинах Man Roland 200-й серии печатный аппарат не слишком-то развит и, соответственно, на них труднее печатать те сюжеты, которые легко можно печатать на 700-х машинах той же фирмы. Плохой раскат – это не только проблемы с полошением, но и трудности при работе с высокопигментированными красками, а также стохастическим или высоколиниатурным растром.
К сожалению, все чаще побеждает тенденция к упрощению и облегчению механики. «Железо» становится все более эфемерным. Например, в смывочных устройствах КВА Рапида 74/105 применявшаяся ранее надувная резиновая мембрана была заменена жестким резиновым элементом. В результате и производство удешевили, и процесс смывки ускорили. Хорошо! А раньше конструкторы КВА, значит, глупее были и нарочно делали производство дороже, а процесс смывки – дольше? Нет, конечно, и в этом Вы убедитесь примерно после года интенсивной работы, когда устройство смывки начнет интенсивно истирать офсетную резину. Правда, надо признать, при печати «чернухи» это почти незаметно.

А насколько актуально УФ-лакирование в линию для тех, кто не имеет достаточно работ с этой операцией? Рано или поздно выяснится, что лакировальная секция - самая капризная и из-за нее стоят все остальные. Не говоря уже о проблемах лакирования по-сырому. Лакировальная секция рентабельна, если лакируется не менее 80% заказов. А слой лака и глянец на лакировальной машине все равно больше…«Технология сложна. Параметров множество, и все взаимозависимы… Достигаемый глянец все равно существенно ниже, чем при лакировании «по сухому», а экономия остается под вопросом. Пока же 5 дорогостоящих машин подобной комплектации, установленных в России, лакируют в линию крайне редко…» (Владимир Шлямин, «УФ-лакирование в линию по традиционным офсетным краскам: особенности и перспективы», Publish 8/2003). Например, в типографии «Пресса» есть Roland 706 с с екцией УФ-лакирования. Но в линию лакировать он не может (М.Переверзева, «Гарт» № 11/2005). С другой стороны, лакирование в линию совершенно необходимо на машинах для УФ-красок, т.к. сами по себе эти краски матовые.
А вот ВД-лакирование в линию очень даже помогает против отмарывания. Правда, некоторые считают, что при этом краска высыхает быстрее. Краска сохнет медленнее, но лак защищает ее чисто механически.

Или вот сушка, к примеру. Если в цеху нормальный климат, то и четыре цвета без сушки нормально закрепляются. А если нет даже вентиляции нормальной – то и на одной секции проблемы. Можно вложить деньги в сушку (причем, чем меньше в машине секций, тем менее это выгодно), а можно – в искусственный климат, который необходим не только печатной машине, но и всей типографии. Но если помещение Вы арендуете, то это уже большой – и не совсем технологический - вопрос, стоит ли вкладывать в него деньги.

В «Курсиве» №№ 4 и 6 за 2002 год напечатаны статьи В.Н.Румянцева о влиянии конструкции приемки на бумагу. Тоже весьма неплохо бы учесть!

Покупая машину, стоит помнить о том, что она все же не вечна. Через 10 лет Вам придется либо делать капремонт, либо продавать ее, либо... выбросить на свалку. И если после 10 лет работы она будет выдавать 10000 качественных оттисков в час при 200 lpi - вот это и есть класс машины! И зависит он не только от фирмы-изготовителя, но и от класса: что ни говори, «тяжелые» машины служат дольше. Komori выпускает машины Sprint, Spica и Lithrone. И, как они не хвалят Sprint и Spica, а Lithrone все же надежнее! И дороже, соответственно. Правда, некоторые покупают машину в расчете на быстрый возврат денег и последующую продажу, или на печать «чернухи». В этом случае, конечно, действуют другие соображения, не спорю.

Кстати, о печатниках. Иногда при выборе печатной машины приходится учитывать не только их квалификацию, но даже… габариты. Да-да, габариты печатников, а не машин. К примеру, у Man Roland 200-й серии такая компактная компоновка (что, конечно, хорошо при недостатке площадей), что далеко не всякий человек сможет их обслуживать.



Hosted by uCoz